УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Сведения об авторах:

Е. И. Беляева, А. А. Мещерякова, Т. Н. Синеокова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье представлены результаты анкетирования студентов-переводчиков начального этапа обучения, основными задачами которого являлись определение степени вовлеченности студентов в различные формы научно-исследовательской работы, анализ результатов самооценки способности проводить научные исследования, изучение мотивации участия студентов в данном виде деятельности, а также выявление факторов, затрудняющих развитие их научного потенциала. Результаты анкетирования показали, что более половины опрошенных имеют опыт научной работы, хотя при этом не всегда соотносят отдельные формы исследовательской работы с научной деятельностью. Лишь у половины студентов, имеющих опыт научной работы, наблюдается желание заниматься в дальнейшем этим видом деятельности, однако есть основания полагать, что негативное отношение к научно-исследовательской работе не является стабильным показателем и во многом определяется контекстом, влияющим на выбор ответа. Основой мотивации студентов к обсуждаемому виду деятельности является практическая польза научно-исследовательской работы для овладения будущей профессией. Выявлено наличие внутренней личностной потребности студентов заниматься научно-исследовательской работой: респонденты отмечают роль научной деятельности в развитии творческого потенциала, в углублении существующих и получении новых знаний. Внешние мотивационные факторы — получение общественного признания и возможность заработать дополнительные баллы за научную деятельность — также значимы для анкетируемых. Большинство опрошенных оценили свои способности к восприятию и анализу научного материала как хорошие, основной причиной, мешающей студентам участвовать в научно-исследовательской деятельности, на их взгляд, является отсутствие свободного времени; затрудняет научную работу также отсутствие соответствующих навыков и умений и недостаточная информированность о доступных научных руководителях. Повышение вовлеченности студентов начального этапа обучения в научно-исследовательскую работу возможно, по-видимому, за счет а) их ознакомления с существующими на базе Высшей школы перевода НГЛУ им. Н. А. Добролюбова лабораториями, школами, перспективными научными направлениями, ведущими учены-ми, а также формами участия в научной работе в самом начале студенческой жизни, на первом курсе; б) преодоления неуверенности в своих силах вследствие формирования и совершенствования когнитивных навыков; в) стимулирования студентов путем начисления баллов, учитывающихся при назначении различного рода стипендий и составлении рейтинга обучающихся.
Ключевые слова: студенты-переводчики; начальный этап обучения; научно-исследовательская работа.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2021-56-4-9-21
Количество скачиваний 449
Ключевые слова: студенты-переводчики; начальный этап обучения; научно-исследовательская работа.

Скачать “УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ”

56-01.pdf – Загружено 449 раз – 3,55 МБ