Принципы развития цифровой компетентности преподавателей иностранных языков

Сведения об авторах:

  • А. Ю. Алипичев — Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева, Москва, Россия
  • А. Н. Кузнецов — Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия
  • С. П. Фирсова — Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия

Аннотация научной статьи:

Во введении обосновывается актуальность проведения исследования по проблематике совершенствования цифровой компетентности преподавателя, связанная с положениями национального проекта «Образование» и аксиологической составляющей методологии профессиональной лингводидактики. Цель работы обуславливается тремя категориями требований: 1) требованиями государства в отношении повышения уровня цифровизации российской экономики; 2) требованиями общества (в т. ч. студентов) к уровню подготовки специалистов, в профессионально достаточной степени владеющих иностранным языком; 3) требованиями профессионального сообщества преподавателей иностранных языков к реализации принципов профессиональной лингводидактики. Таким образом, работа призвана способствовать повышению уровня сформированности цифровых компетенций преподавателей иностранных языков, что требуется для обеспечения качества учебного процесса в изменяющихся социально-экономических условиях. В этой связи одной из центральных проблем остается недостаточная разработанность методологии проектирования соответствующих программ профессионального развития педагогов, и целью исследования становится выявление и систематизация принципов развития цифровой компетентности преподавателей иностранных языков в контексте профессиональной лингводидактики. Исходя из результатов ранее проведенных авторами исследований, методологическим основанием данной работы стала идея синергетики и интегративности факторов образования, а также аспекты методологии профессиональной лингводидактики и информатизации образования.
В качестве методов исследования были использованы изучение и анализ нормативно правовых актов в области управления образованием, изучение и анализ педагогической литературы, анализ педагогической и управленческой практики в области профессио-
нального развития преподавателей иностранных языков, SWOT-анализ, синтез и обобщение. Основные результаты проведенного исследования могут рассматриваться на двух уровнях: на уровне теоретической значимости выступает представленный в статье систематизированный перечень принципов развития цифровой компетентности преподавателей иностранных языков в контексте профессиональной лингводидактики; на уровне практической значимости — основы методических рекомендаций по проектированию содержания программ повышения квалификации педагогов-лингвистов для обеспечения более полного соответствия их профессионального уровня требованиям современного информационного общества. В заключении делается предположение, что
совершенствование цифровой компетентности преподавателя иностранного языка может стать одним из аспектов методологии профессионального развития педагогов, работающих в вузах как лингвистической, так нелингвистической направленности.

Рубрика журнала МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: DOI 10.47388/2072-3490/lunn2023-61-1-136-155
Количество скачиваний 6
Ключевые слова: преподаватель иностранного языка; профессиональная лингводидактика; принципы развития компетентности; цифровая компетентность; цифровизация образования

Скачать “Принципы развития цифровой компетентности преподавателей иностранных языков”

61-09.pdf – Загружено 6 раз – 4,68 МБ