Сведения об авторах:
А. В. Федосеева — Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Аннотация научной статьи:
В статье представлены результаты исследования, проведенного среди иностранных учащихся, владеющих русским языком на уровне от B1 и выше, и носителей русского языка. Целью исследования стало выявление и группировка наиболее частотных способов выражения негативной оценки в русском языке. Материалом исследования послужили письменные оценочные высказывания инофонов и носителей русского языка, полученные в ходе анкетирования. Исследование проводилось методами анкетирования, описания и сопоставительного анализа. В исследовании приняли участие 85 респондентов, из них 35 инофонов и 50 носителей языка. В результате исследования были выявлены и проанализированы восемь способов выражения оценки, использованных респондентами. Указанные способы выражения оценки были рассмотрены в порядке от более частотных к менее частотным и проанализированы с методической точки зрения. Данные анкет продемонстрировали высокую частотность собственно номинативных оценочных единиц в оценочных высказываниях как носителей языка, так и инофонов. Отмечено, что иностранные учащиеся значительно реже (по сравнению с носителями языка) используют устойчивые синтаксические конструкции с оценочным значением, а также прибегают к иронической оценке. Это обстоятельство позволило сделать вывод о необходимости специального обучения соответствующим единицам в практическом курсе русского языка. Полученные результаты указывают на проблемные моменты и лакуны в знании инофонами оценочных единиц на основном и продвинутом этапах изучения русского языка, а также в умении их использовать в процессе продуцирования оценочных высказываний. К основным направлениям методической работы была отнесена работа с собственно оценочной лексикой и грамматическими конструкциями, включающая в себя расширение словарного запаса и умение выразить различные виды оценки наиболее емко и точно. Особое внимание следует уделять и работе с текстами различной стилистической принадлежности. Дальнейшие перспективы исследования связаны с более подробным лингвистическим анализом структуры оценочных высказываний, а также с разработкой методических материалов по обучению способам выражения оценки.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-192-208 |
Количество скачиваний | 79 |
Ключевые слова: | оценочные единицы; субъективная модальность; методика преподавания; русский язык как иностранный; современный русский язык |