ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Сведения об авторах:

И. А. Краева

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Аннотация научной статьи:

В настоящей статье рассматриваются основные теоретико-методологические основы языковой политики гуманитарного вуза, раскрываются меры, направленные на обеспечение лингвистической безопасности языков и культур, систематизируются ключевые направления деятельности российского гуманитарного вуза в условиях цифровых трансформаций, интернационализации науки и образования. Существенную роль в указанных выше процессах играет полифункциональность методики, служащая одновременной реализации комплекса научно-образовательных и воспитательных задач. Полипарадигмальный характер методики дает возможность осуществления междисциплинарных исследований и создания конвергентных образовательных программ, пригодных к использованию в разных типах среды в формате онлайн и офлайн. Основные идеи статьи раскрываются на примере подготовки кадров в области межкультурной и межъязыковой коммуникации с применением дистанционных образовательных техно-логий. В статье приводится разъяснение ключевых терминов «дистанционные образовательные технологии» и «онлайн-обучение (образование)», на конкретных примерах иллюстрируются их основные отличия, уточняются функциональные сферы их употребления, что является принципиальным для гуманитарного знания в целом и образ-вательного пространства в частности. В качестве приоритетных задач в области языковой политики гуманитарного вуза рассматриваются меры, направленные на сохранение и продвижение русского языка в качестве языка межнационального и институционального общения; приводятся меры, необходимые для сохранения эритажных языков как неотъемлемой части культурно-исторического наследия; обосновывается необходи-мость создания безбарьерной коммуникационной среды. В статье подчеркивается необходимость развития сетевого сотрудничества между отечественными и зарубежными профильными вузами, создания междисциплинарных программ, обеспечения условий для реализации включенного обучения на регулярной основе. В заключение делается вывод о разработке концептуальных основ языковой политики гуманитарного вуза, включающей четыре ключевых направления, поддерживающие науку, образование и воспитание в соответствии с концепцией устойчивого развития и обеспечения безопасности языков и культур.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-si-59-72
Количество скачиваний 194
Ключевые слова: языковая политика; лингвистическая безопасность; дистанционные образовательные технологии; информационные технологии; межъязыковая и межкультурная коммуникация; безбарьерная коммуникационная среда.
Скачать “ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ” spec20_5.pdf – Загружено 194 раза – 400,33 КБ