Сведения об авторах:
С. Е. Рахманкулова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
В настоящее время в лингводидактической практике применяются разнообразные методы и приемы обучения иностранному языку при главенстве коммуникативного подхода. Наряду с инновационными методами, предполагающими использование современных технологий, в обучении языку распространены традиционные структурные методы. С опорой на преимущества существующих методов и в целях преодоления их недостатков был предложен подход, учитывающий принципы когнитивной лингвистики. В статье представлен обзор отечественной и зарубежной литературы последних десятилетий по вопросу интеграции когнитивной лингвистики в теорию и методику преподавания иностранного языка, в частности в преподавание иноязычной грамматики. Разграничиваются когнитивный (лингвокогнитивный, осознанный) подход и методики, основанные на современной теории когнитивной лингвистики — когнитивной грамматики и семантики. Раскрываются возможности когнитивной грамматики Р. Лэнекера и др. для работы с грамматическим материалом при обучении иностранному языку: положения когнитивной грамматики могут быть применены для отбора и систематизации грамматического материала, объяснения обучаемым грамматического устройства языка, экспликации значения и особенностей употребления определенных грамматических единиц. Выявляются основные принципы реализации подходов к обучению грамматике, основывающиеся на данных когнитивной теории языка: представление грамматики как результата концептуализации мира носителем языка, как системы «схем» интерпретации действительности; представление грамматических единиц как единиц, обладающих определенным значением (функцией); структурирование учебного грамматического материала по функциональному принципу; использование для объяснения значения (функций) грамматических единиц простого метаязыка, основанного на родном языке обучаемых; опора на понимание прототипического значения единицы и когнитивных механизмов расширения ее значения (механизм концептуальной метафоры); рассмотрение грамматики как неавтономной системы и грамматических форм как средства формирования смысла высказывания в совокупности с единицами других уровней языка; объяснение выбора грамматических единиц в высказывании способом интерпретации фрагмента мира и соответствующими коммуникативными намерениями говорящего. Делается вывод о перспективности применения рассматриваемого подхода.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-49-1-86-103 |
Количество скачиваний | 489 |
Ключевые слова: | когнитивная лингвистика; когнитивная грамматика; методика преподавания иностранного языка; коммуникативный подход к обучению иностранному языку; структурные методы обучения иностранному языку. |
Скачать “СОВРЕМЕННАЯ КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”
49-6.pdf – Загружено 489 раз – 502,41 КБ