СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕСКРИПЦИЙ

Сведения об авторах:

П. П. Дашинимаева, Л. М. Орбодоева

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье проводится анализ федеральных государственных образовательных стандартов 3++ по направлению «Лингвистика» на предмет выявления степени реализуемости обязательных требований к высшему образованию, прописанных в данном основополагающем документе. Поскольку тексты ФГОС имеют нормативный и предписывающий характер, то в контексте социального заказа общества по отношению к высшему образованию эффективность достижения требований зависит от точности трактовки, которая не допускает противоречий между компонентами программы и не ведет к вариативности интерпретации образовательных прескрипций. Это значит, что разработчики предусматривают все условия релевантной трансляции, воспроизводства и регуляции установок и компетенций, т. е. прагматику образовательного дискурса. Так, целью исследования является выявление степени реализуемости прагматического потенциала федеральных государственных образовательных стандартов. Методологической основой служат исходные положения прагматики как инструмента сопряжения идеальных формул с реальными факторами, способствующими их реализации. Основными методами исследования выступают контент-анализ, дискурсивный и интерпретативный анализы. В результате исследования выявлены значительные противоречия между декларируемыми прескрипциями образовательных стандартов и реализуемостью требуемых результатов обучения. Одними из причин являются неоднозначность трактовок базовых категорий и соответствующий модальный характер прескрипций, обусловливающие априорное противоречие совпадающих или смежных категорий. В статье делается вывод о том, что прагматический потенциал образовательного дискурса должен актуализироваться при условии корректного определения прагматических отношений и ясного формулирования прагматических задач образования, обеспечивающих прагматическую адаптацию в процессе реализации видов компетенций.

Рубрика журнала Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2021-54-2-137-148
Количество скачиваний 384
Ключевые слова: образовательный стандарт; прагматика образовательного дискурса; лингвистическое образование; универсальные и профессиональные компетенции переводчика.

Скачать “СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕСКРИПЦИЙ”

54-09.pdf – Загружено 384 раза – 396,74 КБ