Этнонимосодержащие образные идиомы в британском медиадискурсе

Сведения об авторах:

С. Ю. Павлина

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

Работа посвящена исследованию функционирования конвенциональных образных идиом, содержащих этнонимы, в современном британском общественном дискурсе, в преломлении к тому, как данные языковые единицы используются в газетных статьях. Этнонимы рассматриваются как номинации этнических групп, которые часто выражают стереотипные представления по отношению к «чужим», что в настоящее время может выглядеть неприемлемым с точки зрения политической корректности. В основу работы положен критический дискурсивный анализ, кроме того, применяются дефиниционный и контекстуальный методы исследования. Анализ материала показывает, что этнонимы, входящие в состав образных идиом, способны выражать негативное отношение к какой-либо этнической группе, в то же самое время часть исследуемых языковых единиц являются оценочно нейтральными. Первая группа идиом используется в медиадискурсе с целью создания экспрессивности, при этом обыгрывается их метафорическое и прямое значения, что создает эффект обманутого ожидания. Вместо того, чтобы транс-лировать негативное отношение к какому-либо этносу, этнонимосодержащие конвен-циональные образные идиомы выступают как риторическое средство, призванное при-влечь и удержать внимание читателей, что способствует адекватному восприятию авторского посыла. Анализ использования идиом с этнонимами, не выражающими этностереотипы, показывает, что данные образные языковые единицы подвергаются транс-формации и развивают новые контекстуальные значения. В результате они утрачивают связь с обозначаемой этнонимом общностью, что позволяет утверждать, что в анализируемых кнтекстах «этимологическая память» данной группы образных идиом не сказывается на их контекстуальном употреблении. Исследование показывает, что использование этнонимосодержащих конвенциональных образных идиом в современном британском медиадискурсе является эффективным риторическим инструментом, воздействующим на восприятие текста и позволяющим лаконично и экспрессивно передать авторский замысел, не нарушая нормы политкорректности и инклюзивности.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2021-55-3-84-98
Количество скачиваний 546
Ключевые слова: медиадискурс; идиома; политкорректность; этнические стереотипы.
Скачать “Этнонимосодержащие образные идиомы в британском медиадискурсе” 55-06.pdf – Загружено 546 раз – 535,10 КБ