ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В МОДУСЕ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА

Сведения об авторах:

Б. А. Жигалев1, А. А. Прохорова2

1Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
2Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Иваново, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье рассматривается проблема лингвистической безопасности России в логике интеграции в мировое сообщество. В условиях современных социально-экономических и политических реформ в нашей стране складывается новая языковая ситуация. С одной стороны, наблюдается отказ от монолингвизма и развитие русско-национального полилингвизма, с другой стороны, определяется явная ориентация на продвижение мультилингвизма как следствия сближения с Европой. Европейский союз активно продвигает политику мультилингвизма, призывая обучающихся граждан к расширению своих лингвистических репертуаров. Поступающие в российские университеты молодые евро-пейцы, как и представители других стран, не входящих в ЕС, в большинстве своем мультилингвальны и предлагаемый к освоению в вузе русский язык оказывается для них «ещё одним» иностранным. В своём стремлении продвинуть русский язык и куль-туру посредством вовлечения иностранных студентов педагоги отечественной высшей школы старательно создают особую лингвистическую среду, максимально активизируя все возможные технологии и средства, организуя множество русскоязычных курсов, внеаудиторных мероприятий. Однако, несмотря на такой серьёзный подход, многие иностранные обучающиеся воспринимают это как навязывание, ограничивающее их в изучении других языков и культур. Авторы статьи видят решение данной проблемы в ракурсе применения мультилингвального подхода в качестве механизма «мягкого во-влечения и продвижения» русского языка и культуры среди иностранных обучающихся. Анализируется опыт внедрения данного подхода в условиях технического вуза на при-мере обучения будущих инженеров русскому языку как иностранному. Описываются функциональные характеристики встраиваемых в курс русского языка мультилингвальных блоков (фасилитационный, акселерационный, коммуникативный, организационный, переносимый). Выделяются преимущества и перспективы мультилингвального подхода в деле формирования лингвистической безопасности.

Рубрика журнала Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-si-139-152
Количество скачиваний 236
Ключевые слова: лингвистическая безопасность; национальная идентичность; куль-турная интеграция; мультилингвизм; мультилингвальный подход.

Скачать “ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В МОДУСЕ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА”

spec20_11.pdf – Загружено 236 раз – 509,74 КБ