Сведения об авторах:
Е. С. Ежик
Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище им. генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия
Аннотация научной статьи:
В статье рассматривается вопрос о соотношении понятий языковой и коммуникативной личности. Автор сопоставляет три плана выражения языковой / коммуникативной личности, предложенные И. В. Карасиком, с трехуровневой моделью языковой личности Ю. Н. Караулова и выявляет общее для них понятие концепта. Основываясь на зародившемся в парадигме лингвистического концептуализма и лингвокультурологии понятии концепта, которое помимо вербального выражения заключает в себе ассоциативные образы и эмоциональные оценки носителей тех или иных этнокультур, автор по-следовательно доказывает тезис о том, что коммуникативную личность можно квалифицировать как эмотивно-коммуникативную. Важными в исследовании являются положения о семантике концепта, так называемом прагматиконе, и его связь с экспрессивной и иллокутивной функциями языка. Кроме того, акцентируется внимание на категории эмотивности, выраженной в лексическом значении слова и фиксирующей ценностный компонент языка. Подобное утверждение автор развивает, основываясь на монографическом исследовании В. И. Шаховского, в котором говорится об эмоциональной составляющей языка, явно либо латентно присутствующей в любом языковом знаке, что становится общим основанием для изучения концепта в пространстве полипарадигмальности. В таком случае существенным оказывается различие между понятиями эмоциональности и эмотивности, где первое выступает психологической характеристикой субъекта, а второе определяется в качестве лингвистического выражения эмоций. Подобная дифференциация вызывает некоторые трудности при переводе художественных текстов на другие языки. Автор отмечает, что в таком случае возможны эмотивные потери, поскольку эмоциональный континуум гораздо шире языкового и не все оттенки эмоций поддаются лексикализации. Кроме того, ключевым моментом в рассуждениях автора о сущности концепта в сфере эмотиологии оказывается корреляция «эмотивность — коннотация», а также упоминание о том, что эмотивный потенциал слова или текста есть смыслообразование, осуществляемое в опоре на эмотивную валентность, посредством которой актуальные эмотивы и потенциативы могут подвергаться переосмыслению. В заключении проведенного исследования предлагается авторская интерпретация понятия «концепт».
Ключевые слова: лингвокультурология; концепт; языковая личность; эмотивность; эмотив.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2021-56-4-49-59 |
Количество скачиваний | 375 |
Ключевые слова: | лингвокультурология; концепт; языковая личность; эмотивность; эмотив. |
Скачать “КОНЦЕПТ В АСПЕКТЕ ЭМОТИОЛОГИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА”
56-04.pdf – Загружено 375 раз – 3,55 МБ