Сведения об авторах:
М. А. Ариян
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
Статья посвящена проблеме развития критического мышления у учащихся в свете развивающего подхода к обучению иностранным языкам. Современная образовательная парадигма предполагает необходимость обеспечения возможности самореализации личности, повышения мотивации, развития социально ценных качеств личности. В статье систематизируются современные подходы к формированию и развитию умений критического мышления у школьников. Мыслительная деятельность осуществляется при помощи ряда умственных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и систематизация информации, способность видеть внутренние связи и закономерности. Они определяют способность личности к самообразованию. Интерес к последнему приводит исследователей к изучению понятия «рефлексия». В ряду технологий, направленных на развитие рефлексивных механизмов, особое место занимает технология развития критического мышления, которое связано со способностью личности управлять собственной мыслительной деятельностью, высказывать обоснованные, логичные и продуманные суждения, формировать собственное отношение к суждениям других людей, критически их переосмысливать. В статье рассмотрены приёмы развития критического мышления, дана характеристика различным заданиям, имеющим смыслообразующий характер, описана система контроля, способствующая формированию умений критического мышления. Утверждается, что особое место должны занимать приёмы, связанные с открытием смыслов, например, перекодирование информации, полученной из текста для чтения или воспринятой на слух, в иную модальность и т. п. Проведённое исследование показало, что развитию критического мышления в ходе обучения продуктивным видам речевой деятельности способствует использование социально заострённых речевых ситуаций.
Рубрика журнала | Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2021-55-3-128-141 |
Количество скачиваний | 527 |
Ключевые слова: | критическое мышление; развивающий подход; образовательная парадигма; самообразование; рефлексия; открытие смыслов; социально заострённые речевые ситуации. |