Экспериментальное исследование влияния личностной и иноязыковой тревожности в условиях учебного билингвизма

Сведения об авторах:

Ю. С. Андрюшкина
Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, Брянск, Россия

Аннотация научной статьи:

Эмпирические исследования показывают, что большая часть студентов, приступающих к изучению второго / иностранного языка, испытывает «дебилитативный» уровень иноязыковой тревожности, который характеризуется заметным снижением умственных способностей. В данной статье предпринимается попытка систематизировать теоретические знания по вопросу возникновения иноязыковой тревожности (second / foreign language anxiety), ставится задача прояснить специфику данного явления. Для диагностики личностной и иноязыковой тревожности и их возможной связи было проведено исследование с применением вопросника Ч. Д. Спилбергера (в переводе Ю. Л. Ханина), теста FLCAS (E. K. Horwitz, M. B. Horwitz, J. Cope) и вопросника с макро- и микросоциологическими данными (пол, курс обучения, гражданство, уровень владения языком). Основными методами исследования являлись анкетирование и шкалирование. Шкалирование включалось в анкетирование. Анкетирование проходило в очной форме по индивидуальной карточке-анкете. В эксперименте принял участие 51 студент 1—3 курсов факультета иностранных языков Брянского госуниверситета. Результаты анкетирования подверглись статистическому анализу с использованием описательных статистик как общей выборки, так и различных подвыборок из нее в разрезе соответствующих характеристик респондентов. В результате эксперимента был сделан вывод, что понятия личностной и иноязыковой тревожности не тождественны, так как они по-разному проявляются в разрезе гендерной и возрастной характеристик. Выяснилось, что первокурсники более обеспокоены ситуацией тестирования и негативной оценкой со стороны окружающих; второкурсники испытывают страх общения на иностранном языке; тревожные студенты третьего курса имеют тенденцию чувствовать себя менее компетентными, чем их однокурсники. Проведённое исследование показало, что понятие иноязыковой тревожности (foreign language anxiety) не ограничивается лишь психологическим или лингвистическим контекстом, оно должно рассматриваться в комплексе психолого-педагогических, лингвистических и психолингвистических факторов.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-49-1-9-23
Количество скачиваний 348
Ключевые слова: иноязыковая тревожность; изучение языка; личностная тревожность; ситуативная тревожность; опрос.

Скачать “Экспериментальное исследование влияния личностной и иноязыковой тревожности в условиях учебного билингвизма”

49-1.pdf – Загружено 348 раз – 1,17 МБ