СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТА «УДАЧА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Сведения об авторах:

А. Л. Макшанцева
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье представлен опыт лингвокогнитивного анализа русского культурного концепта «удача». Цель исследования –– описать деривационные особенности языковой экспликации исследуемого концепта посредством концептуального анализа производных лексем, входящих в состав словообразовательного гнезда с вершиной удаться, что позволит уточнить смысловое наполнение концепта, выявленное на предыдущем этапе анализа. Материалом исследования являются данные основных русских толковых и словообразовательных словарей. Методологической основой исследования выступают теоретические принципы языковой концептуализации мира, основы антропоцентрического подхода в описании языковых фактов и идеи реконструкции культурно-значимой информации по данным языка. Использованы методы лингвокогнитивного анализа культурно-значимых концептов на основе разработок ученых Волгоградской, Воронежской, Нижегородской и Тамбовской концептологических школ и методика лингвокультурологической интерпретации явлений в области словообразования. В результате исследования были верифицированы и уточнены 10 когнитивных признаков концепта «удача», выявленных на предыдущем этапе анализа словарных толкований лексем удаться и удача, в числе которых отмечены такие, как «благоприятное стечение обстоятельств», «желательный результат, нужный исход дела, успех», «везение», «счастье», «тот, у которого все получается, кому все удается», «творческая находка» «большое достижение в какой-л. деятельности, успех», «реализация благоприятной возможности», «что-то хорошее» и «передача, наследование благоприятных, положительных свойств, признаков». Также обнаружены 4 новых когнитивных признака нормативно-оценочного и модально-оценочного характера: «соответствие необходимым требованиям, условиям»; «что-то верное, правильное»; «оценка каких-л. действий, поступков, мероприятий как сопровождающихся удачами, приводящих к желаемому результату»; «надежда на благоприятный случай, без приложения усилий, предварительного обдумывания или планирования». В итоге совокупный смысловой объем концепта «удача» на данном этапе исследования составил 14 когнитивных признаков. Делается вывод о том, что значительный объем и сложная семантическая организация анализируемого словообразовательного гнезда являются объективным языковым свидетельством существенной культурной разработанности концепта «удача» в русской языковой картине мира.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-49-1-52-68
Количество скачиваний 331
Ключевые слова: концепт «удача»; словообразовательное гнездо с вершиной удаться; когнитивный анализ концептов; языковая объективация; лингвокультурология; русский язык.

Скачать “СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТА «УДАЧА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ”

49-4.pdf – Загружено 1 раз – 619,33 КБ