РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сведения об авторах:

М. А. Ариян
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

В представленной статье рассматривается проблема реализации индивидуального стиля деятельности учителя в учебном процессе по иностранному языку. Целью написания статьи является постановка вопроса о необходимости соотнесения особенностей профессиональных качеств, темперамента и индивидуального стиля деятельности учителя со спецификой и обучающим потенциалом средств и технологий обучения иностранным языкам. Отмечается, что продуктивность работы педагога зависит от степени гармонизации его индивидуальных особенностей интеллектуального, эмоционального и др. свойств с характером решаемых педагогических задач. Способность учителя к обоснованному выбору средств и обучающих технологий в современной методической литературе связывается с сформированностью целого ряда профессиональных умений — умения осмыслить методический потенциал данного средства обучения или технологии; учесть условия обучения и особенности учеников и пр. Внутренняя рефлексия, позволяющая учителю осознать собственные психические характеристики, может обеспечить один из важных критериев для выбора методов, приёмов и технологий, органичных для данного учителя. В статье рассмотрены различные индивидуальные стили деятельности педагогов, в значительной степени определяемые особенностями темперамента, и сделан вывод о необходимости их учёта при выборе средств и технологий обучения. Способность осознать собственные психические характеристики и выработать индивидуальный стиль деятельности представляются как важнейшее профессиональное качество учителя иностранного языка. В ходе исследования проведён анализ проблемы, выявлены и изучены практические и теоретические положения, связанные с реализацией профессионально-личностных особенностей учителя иностранного языка в учебном процессе. Констатируется, что эффективность профессиональной деятельности учителя определяется не только методической и предметной подготовкой, но и его способностью к разрешению противоречий между собственными природными особенностями, личностными свойствами и характером ситуаций, складывающихся в учебном процессе. Анализируются различные индивидуальные стили с точки зрения результативности деятельности. Выявлены факторы, определяющие индивидуальный стиль педагога, а также аспекты профессиональной деятельности учителя, зависящие от избранного стиля профессиональной деятельности. В заключение делается вывод о важности научной и практической разработки способа выбора учителем оптимального для соответствующих условий варианта процесса обучения с учётом потребностей обучающихся и особенностей собственной индивидуальности.
Ключевые слова: профессиональная рефлексия, психологические характеристики, индивидуальный стиль деятельности, профессионально-личностные особенности, типы темперамента, профессиональный рост.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-49-1-149-165
Количество скачиваний 330
Ключевые слова: профессиональная рефлексия, психологические характеристики, индивидуальный стиль деятельности, профессионально-личностные особенности, типы темперамента, профессиональный рост.

Скачать “РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ”

49-9.pdf – Загружено 330 раз – 598,80 КБ