Сведения об авторах:
Т. Н. Синеокова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
Затруднения в спонтанной речи в настоящее время вызывают интерес у специалистов, работающих в разных областях знания. Изучаются различные внешние проявления речевых затруднений (паузы хезитации, пролонгации звуков, паузозаполнители, артикуляторные персеверации и лексико-грамматические повторы, самокоррекции, обрывы, невербальные средства передачи информации и др.), являющиеся удобным инструментом исследования особенностей протекания когнитивных процессов на основе явно наблюдаемых характеристик речи под влиянием целого ряда экстралингвистических факторов. К ним относятся особенности коммуникативной ситуации, вид речи (монологическая или диалогическая), язык коммуникации (родной или иностранный), эмоциональное состояние говорящего, возраст, социальный статус, заболевания, осложняющие речемыслительную деятельность, и многие другие факторы. Дальнейшее изучение речевых затруднений позволяет решить ряд как фундаментальных задач, связанных с моделированием когнитивных процессов кодирования и декодирования речи, так и задач прикладных, связанных с использованием результатов исследований в области возрастной педагогики, психологии, медицины, методики обучения иностранным языкам, практики устного перевода, автоматизированного распознавания речевого сигнала и других. К настоящему времени проведено достаточно большое количество эмпирических исследований, на основе которых разрабатываются частные модели; их обобщение позволит в конечном счете создать единую модель речевых затруднений в спонтанной речи. Несомненно, важную роль для объединения усилий специалистов, работающих над данной проблематикой, играют конференции и семинары, в том числе международный семинар «Речевые затруднения в спонтанной речи» (Disfluency in Spontaneous Speech — DiSS), состоявшийся впервые в 1999 году. Актуальные проблемы, обсуждаемые участниками семинара, который прошел в сентябре 2019 года в Венгрии (модели продуцирования и восприятия речи, возрастные и клинические факторы при речевых затруднениях, особенности затруднений в речи на иностранном языке, в том числе при устном переводе, технологии моделирования речи), могут оказаться полезными ориентирами для исследователей, работающих в данной области.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-50-2-56-74 |
Количество скачиваний | 345 |
Ключевые слова: | речевые затруднения; спонтанная речь; хезитация; речевое планирование; самокоррекция. |