Сведения об авторах:
В. А. Тырыгина
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, монолог осознается вторичным по отношению к диалогу. Целью данной статьи является анализ текстов жанра Letter to the Editor (LTE) с точки зрения материального присутствия в них «другого» как сигнала наличия категории диалогичности в монологическом тексте. Гипотеза состоит в том, что «другой», а именно адресат, визави субъекта LTE, не только имплицируется в текстах LTE, но эксплицируется материально, вербально. Новизна исследования определяется самим выбором подхода, манифестирующего категорию диалогичности на уровне не только глубинной, но и поверхностной структуры. Выбор эмпирического материала и исследовательского метода в настоящей работе обусловливается бахтинским пониманием диалога как универсального свойства речи. В монологической речи мы имеем дело с диалогом в широком смысле слова, который следует понимать как взаимоотношение, взаимосвязь позиции адресанта и адресата. В качестве материала исследования был привлечен корпус текстов жанра LTE, опубликованных в ежедневных периодических изданиях британской прессы — The Times, The Daily Telegraph, The Independent. В системе жанров медийного дискурса LTE является существенным и неотъемлемым звеном, активизирующим обратную связь с адресатом. Для достижения поставленной цели использовался метод выявления диалогических маркеров на текстовом, грамматическом и лексическом уровнях в монологической форме речи путем экстраполирования в нее различительных признаков диалогической формы речи. В результате проведенного исследования установлен широкий диапазон эндодиалогических маркеров от дотекстового (морфологического, синтаксического, лексического) до текстового (архитектонического) уровней, подтверждающих присутствие «другого» в монологическом тексте. Полученные результаты имеют теоретическую значимость для целого ряда смежных направлений современной лингвистики и, прежде всего, медийного дискурса (проецирования в нем институционально-ролевого аспекта), лингвистического жанроведения (жанровообразующая специфика адресата), лингвистической прагматики (обусловленность фактора адресата ситуативными конвенциями) и др. Использование результатов исследования в преподавании специальных курсов университетской программы определяет их практическую значимость.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-50-2-75-90 |
Количество скачиваний | 310 |
Ключевые слова: | жанр; монолог; диалогический маркер; медийный дискурс; категория диалогичности. |