Сведения об авторах:
Ю. С. Старостина, А. А. Харьковская
Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева, Самара, Россия
Аннотация научной статьи:
Положительная оценка в англоязычной коммуникации выполняет принципиально значимую функцию связующего звена между информативными фрагментами, способствуя продуктивному развитию коммуникации и поддерживая принцип коммуникативного сотрудничества. Выбор того или иного позитивно-оценочного языкового средства в рамках имеющейся парадигмы аксиологических маркеров, а также вспомогательных лингвистических средств моделирования позитивно-оценочного потенциала высказывания зачастую определяет эффективность и успешность коммуникативной ситуации в целом. Целью исследования, результаты которого представлены в статье, стала систематизация англоязычных позитивно-оценочных высказываний с последующим качественно-количественным анализом частотных лексико-аксиологических маркеров и экспрессивных синтаксических конструкций в условиях функционирования релевантного комплекса дискурсивных параметров англоязычного стилизованного коммуникативного пространства. Материалом исследования послужили позитивно-оценочные высказывания в рамках англоязычной стилизованной коммуникации, представленной драматургическим дискурсом. Несмотря на определенную художественную трансформацию повседневной разговорной речи в условиях драматургии, последняя достоверно отражает общую употребительность оценочных конструкций в живой разговорной речи, поскольку стилизованная коммуникация заимствует у естественной наиболее типичное и фиксирует его в наиболее распространенной моделированной форме. В результате исследования выявлена представленная в статье система позитивных лингвоаксиологических маркеров, включающая в себя три класса лингвоаксиологических средств в зависимости от их принадлежности к языковому уровню; обозначен функционально-смысловой потенциал положительно-оценочных лингвистических средств в терминах дискурсивного анализа. Особое внимание уделено лингвистическим средствам интенсификации и деинтенсификации позитивно-оценочного потенциала высказывания, что позволяет коммуникантам моделировать экспрессивный план сообщения в зависимости от дискурсивных характеристик коммуникативной ситуации. Таким образом, анализ позитивно-оценочного аспекта англоязычной стилизованной коммуникации в драматургическом дискурсе позволил максимально полно представить весь спектр позитивно-оценочных средств, которым располагают коммуниканты, что обеспечивает возможность выразить не только общий позитивный взгляд на объект оценки, но и передать нюансы и оттенки оценочного отношения. В этом плане представленная схема исследовательского анализа может быть использована в дальнейшем для системного исследования аксиологических параметров других дискурсивных практик.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-66-80 |
Количество скачиваний | 400 |
Ключевые слова: | лингвоаксиология; положительная оценка; оценочное высказывание; стилизованная коммуникация; драматургический дискурс. |