Сведения об авторах:
Н. Ю. Шнякина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
Аннотация научной статьи:
Чувственный опыт человека играет значимую роль в концептуализации данных об ок-ружающем мире и их репрезентации с помощью языковых построений. Специфиче-скими особенностями обладает в том числе осознание доступной познающему субъек-ту ольфакторной информации. Значительную часть в языковом материале занимают описания запахов, касающиеся их классификации, онтологических и оценочных харак-теристик. Также ярко выраженными закономерностями характеризуется языковая объ-ективация ситуации познания ольфакторного признака как отражённого в сознании ментального конструкта, включающего в себя ряд обязательных и факультативных ка-тегориальных компонентов. Посредством фреймового анализа на материале немецкого языка демонстрируется взаимодействие статических и динамических знаний об оль-факторном признаке. Результатом проведённого исследования является концепция, описывающая принципы упорядочивания информации о запахах. Форматом хранения статических данных, то есть знаний о различных видах запахов, признаётся классифи-кационный фрейм, имеющий категориальную структуру. Его слоты заполняются кон-кретными сведениями, основанными на идентификации реального или фонового объ-екта — источника запаха, а также на приписывании ему познающим субъектом поло-жительной / отрицательной, количественной или нормативной оценок. Анализ языко-вых экспликаций ситуации познания ольфакторного признака, являющихся репрезен-тациями ситуационного фрейма, показал присутствие повторяющихся в языковом ма-териале категориальных компонентов (узлов), связанных с онтологическими катего-риями человеческого бытия. Среди них субъект и объект познания, действие субъекта, направленное на объект, пространственно-временные рамки ситуации, инструмент по-знания и результат. Очевидно, что наличие в высказывании обязательных компонентов (субъект, объект, познавательное действие) обусловлено потребностью автора языково-го сообщения передать онтологическую специфику процесса познания ольфакторного признака. Объективация факультативных компонентов осуществляется в высказывании в зависимости от целей коммуникации. Проведённое сопоставление форматов хранения знаний об ольфакторном признаке позволило объяснить связь между классификацион-ным и ситуационным фреймами как взаимодействие между общим и частным. Полу-ченные данные вносят значимый вклад в разработку проблем структурирования зна-ний, а также дополняют имеющиеся в рамках когнитивной лингвистики сведения о глобальном категориальном членении действительности человеком и возможностях его изучения через язык.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-93-111 |
Количество скачиваний | 278 |
Ключевые слова: | ольфакторный признак; фреймовый анализ; категориальный узел; классификационный фрейм; ситуационный фрейм; вербализация. |