Сведения об авторах:
С. Б. Королева
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
О «русской теме» в творчестве О. Уайльда написано немало. Однако вопрос о русских источниках мотивов страдания и совершенствования души у Уайльда не прояснен. Цель статьи — определить специфику восприятия философии анархизма П. А. Кропоткина в творчестве Оскара Уайльда в контексте ее соотнесенности с поня-тиями «нигилизм» и «жертвенность» и — через эти понятия — с романами Достоевско-го. Основным материалом исследования является его философско-политическое эссе «Душа человека при социализме» и ранняя пьеса «Вера, или нигилисты». Основопола-гающий метод – сравнительно-исторический подход в литературоведении. Результата-ми исследования становятся выводы о том, что нигилизм-анархизм в рассматриваемых работах Уайльда соотносится с духовным психологизмом Достоевского через призму христианских мотивов жертвенности и страдания и что путь внутреннего совершенст-вования в философии индивидуализма Уайльда связан с соединением и пересозданием идей Кропоткина и Достоевского о душе, человеке и обществе.
Соединяя человеческую «душу» с «социализмом», определяя единственным несомнен-ным образцом совершенства личность Христа, говоря о боли и страдании как пути рас-крытия индивидуальности в современности, противопоставляя внутреннюю (или есте-ственную) нравственность внешней морали, Уайльд вплетает в философию индивидуа-лизма и эстетизма пафос нравственного, христианского в своей сути учения П. А. Кро-поткина об анархизме. В эссе и отчасти в пьесе он также доносит до читателя идею восстановления внутренней нравственности через страдание и сострадание, восприня-тую от Ф. М. Достоевского. В результате учение об индивидуализме становится в эссе Уайльда учением о естественном христианстве человеческой души и о восстановлении каждого человека в святом (нравственном) совершенстве через «истинный» социализм. Мотивы личностной любви и «социальной» боли, рождающейся среди несправедливо-стей и всеобщего несчастья, выстраивают в пьесе Уайльда тот самый образ пути современного человека к личностному совершенству, который он почти десятилетием позже изложит в эссе «Душа человека при социализме».
Рубрика журнала | Художественный текст на пересечении культур |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-112-126 |
Количество скачиваний | 2169 |
Ключевые слова: | гендер; гендерные стереотипы; художественный дискурс; языковая картина мира; гендерная картина мира; феминность / маскулинность. |
Скачать “ДУША — СТРАДАНИЕ — СОВЕРШЕНСТВО: ДИАЛОГ УАЙЛЬДА С КРОПОТКИНЫМ И ДОСТОЕВСКИМ”
52-8.pdf – Загружено 2169 раз – 355,26 КБ