МЕЖКУЛЬТУРНАЯ И МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ — ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ЛИНГВИСТА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Сведения об авторах:

Е. Н. Дмитриева, О. Г. Оберемко

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

Овладение иностранным языком как культурным кодом — это необходимый, но не единственный аспект содержания образовательного процесса подготовки лингвиста. Целью статьи является рассмотрение понятий межкультурной и межэтнической ком-муникации в контексте профессионально-педагогической и антропологической про-блематики образования лингвиста, с фокусом внимания на исследовании особенностей этнокультурного фактора коммуникации для решения задачи его подготовки к меж-культурному диалогу. Гипотеза исследования: анализ понятий межкультурной и ме-жэтнической коммуникации, выявление их сущностной взаимосвязи позволяют реали-зовать актуальный антропологический принцип культуросообразности в подготовке лингвиста к межкультурному диалогу в вузе, что способствует повышению качества данной подготовки. В международной и отечественной практике лингвистического об-разования наблюдается тенденция к усилению внимания к антропологической сущно-сти обучения иностранному языку, его культурной и деятельностной функциям, росту значимости понятий «коммуникация», «взаимопонимание», «общение», «смысл», «диалог» в единстве с овладением инструментальной функцией языка. Материалы ис-следования раскрывают теоретические закономерности взаимосвязи межкультурной и межэтнической коммуникации для осуществления межкультурного диалога. Методами исследования послужили структурный и функциональный анализ, обобщение положе-ний научных публикаций, формализация на основе теоретического анализа. В резуль-тате проведенного исследования установлено, что важнейшим результатом подготовки лингвиста к межкультурному диалогу является способность к этнокультурной иденти-фикации. Для этнокультурной идентификации лингвист в процессе подготовки должен овладеть исторически сложившимися правилами и нормами, регулирующими процессы коммуникативного взаимодействия между представителями этноса, социальными ме-ханизмами, обеспечивающими ментальную общность этноса, регулятивами внутри- и межэтнических отношений. В содержание профессиональной подготовки лингвиста необходимо включать знание этнокультурных стереотипов, символики, традиций, обы-чаев и обрядов, составляющих ядро образа жизни народа-носителя изучаемого языка. Закрепленные в образе жизни народа традиционные коммуникативные формы приоб-ретают характер этикетных предписаний, которые действуют не только в обыденном взаимодействии, но и переходят в деловую коммуникацию, что придает им устойчи-вый, универсальный характер.

Рубрика журнала Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2020-52-4-127-142
Количество скачиваний 325
Ключевые слова: межкультурная коммуникация; межэтническая коммуникация; меж-культурный диалог; этнокультурная идентификация.

Скачать “МЕЖКУЛЬТУРНАЯ И МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ — ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ЛИНГВИСТА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ”

52-9.pdf – Загружено 325 раз – 354,38 КБ