Ассоциативные связи языковых единиц в художественном тексте

Сведения об авторах:

Иванова О.В. — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена описанию ассоциативных связей лексем «достоинство» и «недостатки» на материале художественных текстов. Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению ассоциативной структуры (АС) текста. Основным методом работы является методика ассоциативного эксперимента, которая была проведена в студенческих группах старших курсов. Испытуемым были предложены два отрывка художественного стиля, написанные М. Ю. Лермонтовым и А. Моруа. Студентам было необходимо написать ассоциации, которые первыми пришли в голову после прочтения представленных отрывков. Мнения студентов разделились на два ассоциативных поля (АП): описание достоинств и недостатков человека. Тексты были подобраны с учетом описания положительных и отрицательных качеств человека, которые неявно представлены в художественных текстах. Автор проанализировал полученные результаты и отразил их во фрагментах ассоциативного поля «достоинство» и «недостатки» после каждого текста. Далее автором были обобщены полученные ассоциации в соответствующих диаграммах. Величина ассоциативного поля «достоинство» составила 261 ассоциацию. Все представленные качества в рамках АС слова «достоинство» можно разделить на две группы: совокупность свойств, которые характеризуют высокие моральные ценности самого человека (скромность, веселый, гордость, умный, проницательность, оптимизм); совокупность свойств человека, которые проявляются в общении с другими людьми (понимание, благородство, прощение (умение прощать)). Величина ассоциативного поля «недостатки» составляет 238 лексических единиц. Лексема «недостатки» включает в себя особенности характера человека, которые проявляются в обществе других людей, отражают особенности воспитания человека: дурной, лукавство, скрытность, злопамятность, зависть, комплексы, болтливость, личные, мои, плохой. Автор приводит четыре ассоциативных ветви лексемы «недостаток» при характеристике ассоциативной структуры слова. Автор приходит к выводу, что испытуемые уловили философские взгляды писателей на понимание лексем «достоинство» и «недостатки», считая, что эти каче-ства человека возникают в обществе, характеризуют самого человека и его отношение к другим людям, а также способность устранить или скрыть свои недостатки. Автор отмечает лексическое и грамматическое разнообразие лексем при характеристике ассоциативного поля слов «достоинство» и «недостатки».

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-58-2-9-22
Количество скачиваний 34
Ключевые слова: ассоциативное поле; ассоциации; ассоциативная структура; художе-ственный текст; методика ассоциативного эксперимента

Скачать “АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ”

58-01.pdf – Загружено 34 раза – 3 МБ