ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Сведения об авторах:

Ю. С. Старостина, Л. М. Леонович — Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева, Самара, Россия

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена изучению лингвоаксиологической природы конфликтных коммуникативных ситуаций, зафиксированных в пределах англоязычного драматургического дискурса. Цель исследования заключалась в комплексном выявлении лингвоаксиологических основ межличностных конфликтов, репрезентированных в пространстве драматургического диалога. Новизна исследования обусловлена тем, что авторами впервые предпринята попытка идентифицировать как глубинные когнитивные причины вербального конфликта, так и специфику его языкового оформления с позиций единого лингвоаксиологического подхода. Материалом исследования послужила выборка диалогических фрагментов, репрезентирующих ситуацию коммуникативного конфликта в пьесах современных англоязычных драматургов. Поскольку исследование выполнено в русле дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии как актуального научного направления, эмпирический материал был проанализирован при помощи метода комплексной лингвоаксиологической интерпретации, который предполагает анализ языковых средств экспликации ценностно-оценочных отношений в совокупности с анализом дискурсивных характеристик коммуникативного блока. По итогам исследования авторами введено, определено и обосновано понятие лингвоаксиологического противоречия как когнитивно-коммуникативного феномена, формирующего мотивационную основу межличностного коммуникативного конфликта. Картографирован и дуально систематизирован спектр ценностных доминант, столкновение которых характеризуется повышенной конфликтогенностью в рамках драматургического диалога. Выделены и проиллюстрированы две пары ценностей, которые, в случае вступления в вербально оформленное противоречие, катализируют межличностный конфликт и провоцируют коммуникативную неудачу. Выявлена корреляция между фактом лингвоаксиологического противоречия, дискурсивными параметрами коммуникативной ситуации и высо-кой плотностью релевантных языковых средств, обусловленной конденсацией оценоч-ных средств и полиуровневых интенсификаторов в пределах диалогического модуля. Установлено, что коммуникативный конфликт, основанный на лингвоаксиологическом противоречии, имеет явную гендерную и возрастную дискурсивную маркированность. Сделан аргументированный вывод о том, что лингвоаксиологическое противоречие можно признать глубинным базисом межличностных коммуникативных конфликтов. Подобные конфликты детерминированы принципиальным расхождением уникальных индивидуально-личностных лингвоаксиосфер коммуникантов при симультанной акцентуализации элементов социально закрепленной ценностной системы. Представленное исследование, теоретическая значимость которого определяется вкладом в развитие методологической платформы дискурсивно-коммуникативной лингвоаксиологии, может послужить основой для дальнейшего научного осмысления полиформатных вербальных конфликтов, актуализированных в различных дискурсивных практиках.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-58-2-63-75
Количество скачиваний 31
Ключевые слова: лингвоаксиология; ценностная доминанта; оценочный маркер; драматургический дискурс; диалог; коммуникативный сбой

Скачать “ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ”

58-04.pdf – Загружено 1 раз – 3 МБ