Условия определения языкового репертуара в составе полилингвальной компетенции учителя иностранных языков

Сведения об авторах:

Е. Д. Кораблева, Е. П. Глумова — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье содержится информация об актуальности владения несколькими языками в быстро меняющемся мире и необходимости исследования личности учителя как носителя многоязычия, формирующего полилингвальную личность обучающегося. Цель и задачи исследования направлены на выявление условий, которые должны быть учтены при отборе языков для формирования полилингвальной компетенции учителя иностранных языков. Определение места языкового репертуара в составе полилингвальной компетенции учителя, систематизация и классификация условий, влияющих на определение языкового репертуара студента, составляют новизну исследования. Материалом исследования являются иностранные языки в различных комбинациях (языковых парах). Главенствующая роль в исследовании отведена индуктивному методу. Во введении выдвинута гипотеза о том, что факторы-условия при определении языкового репертуара полилингвальной компетенции существенно влияют на весь образовательный процесс. Полилингвальная компетенция будущего учителя иностранных языков состоит из четырех компонентов: коммуникативного (уровень языковой подготовки), общекультурного (знания о родной и иностранных культурах в их совокупности), профессионально-педагогического (способность организовать обучение языкам), психологического (предпочтения, установки). Языковой репертуар входит в состав коммуникативного компонента полилингвальной компетенции будущего учителя иностранных языков. Условия определения языкового репертуара в составе рассматриваемой компетенции представляют четыре основных блока: лингвистический (сравнение языковых систем), методический (организация полилингвального образовательного процесса), социально-экономический (факторы, влияющие на распространенность того или иного языка и их комбинации), психологический (эмоциональная и когнитивная реакции на языки на личностном уровне). В проводимом исследовании подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что отличие языковых репертуаров студентов изменяет педагогический процесс. В заключительной части обозначены перспективы применения разработанной классификации, позволяющей определить языковой репертуар будущего учителя иностранных языков.

Рубрика журнала Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования.
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-59-3-115-127
Количество скачиваний 333
Ключевые слова: иностранные языки; языковой репертуар; многоязычие; полилингвальное образование; полилингвальная личность; полилингвальная компетенция учителя
Скачать “Условия определения языкового репертуара в составе полилингвальной компетенции учителя иностранных языков” 59-09.pdf – Загружено 333 раза – 2,60 МБ