Лингвистические средства создания образности в языке французских СМИ (на материале СМИ, освещающих президентскую гонку 2022 года во Франции)

Сведения об авторах:

П. Г. Логинова — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье исследуются языковые средства создания образности в современном языке французских газетных текстов политического содержания на примере авторитетных СМИ. Цель исследования — репрезентация образного компонента как когнитивного феномена языкового сознания о языке французской политической коммуникации на материале известных массмедиа, освещающих президентскую гонку 2022 года во Франции. Показано, что, благодаря присутствию образного компонента и процессу метафоризации в языке французских СМИ, посредством вербальных структур осуществляется модификация и управление в той или иной форме сознанием французского электората. При исследовании образного компонента значения применялись метод контекстуального анализа, метод интертекстуального анализа, метод интерпретации, а также описательный метод. Доказано, что образность является свойством языка французских газетных текстов. Подчеркивается, что метафора выступает своего рода информационным ресурсом, позволяющим транслировать информацию потенциальному избирателю в образной форме. Отмечается, что в публицистических текстах политического содержания эмоциональное воздействие на читателя осуществляется с помощью изобразительно-выразительных средств языка, а именно витиеватых метафорических конструкций, фразеологических оборотов и колоритных эпитетов, построенных на употреблении лексемы или сочетания лексических единиц в переносном значении. Имплицитно происходит формирование гражданской позиции реципиента касаемо политического контекста и действующих акторов политической арены (таких как Эммануэль Макрон, Марин Ле Пен, Жан-Люк Меланшон, Валери Пекресс и пр.), моделируется сознание потенциального электората. В той или иной форме авторы статей склоняют читателя на ту или иную сторону, звучит призыв голосовать за правое / левое крыло или же поддержать центристов, что представляется значимым в преддверии выборов президента страны. Практическая значимость работы заключается в возможности включения исследованных примеров лингвистических единиц в учебные материалы при изучении языка французской прессы и языка французской политической коммуникации на гуманитарных факультетах, где французский язык преподается как первый и второй иностранный, а также в рамках подготовки спецкурсов по сопоставительной лексикологии и фразеологии.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-59-3-33-48
Количество скачиваний 267
Ключевые слова: французская политическая коммуникация; медиалингвистика; метафорическое словоупотребление; фразеологический оборот; образный компонент

Скачать “Лингвистические средства создания образности в языке французских СМИ (на материале СМИ, освещающих президентскую гонку 2022 года во Франции)”

59-03.pdf – Загружено 267 раз – 2,60 МБ