СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Сведения об авторах:

З. А. Заврумов, В. Н. Страусов, А. Г. Моногарова — Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье дан анализ единиц русского языка, восходящих к славянскому коду наоборот языческого периода, и сопоставительный анализ функционирования этого кода в язы-ческой среде и в современной русской лингвокультуре. Код наоборот активно исполь-зуется в русской лингвокультуре для формирования языковых единиц лексического, фразеологического и реже паремиологического уровней. Языковые средства, прямо или косвенно относящиеся к языческому коду наоборот, образуют преимущественно сле-дующие номинативно-идеографические поля: «физическое действие», «мыслительный процесс», «речевое действие», «свойства характера», «волевые акции», «введение в за-блуждение». Фигуральные значения паремий, фразеологизмов и лексем: «отклонение от общепринятой нормы поведения», «ложь», «сокрытие или искажение истины», «рез-кое изменение своего мнения на противоположное» и др. имеют антропоориентирован-ный характер. В языческой среде код наоборот функционировал в повседневной жизни и в обрядах в форме физических и речевых действий: движение вспять, выворачивание одежды, произнесение сакральных текстов c конца к началу, обратный счет и др. Он актуализировался в многочисленных бинарных семантических оппозициях: «верх — низ», «лицо — изнанка», «передний — задний» и т. д., члены которых наделялись ам-бивалентной аксиологией. Вне ритуала правый член оппозиций всегда маркировался отрицательно, а левый — положительно. То есть физические и речевые действия наоборот были под запретом как действия, обращенные к силам потустороннего мира. В рамках ритуала правый член семантических оппозиций приобретал позитивную мар-кировку, а левый — отрицательную. Таким образом, действия наоборот в рамках обря-да оценивались положительно и выполняли, как правило, лечебную, апотропейную, нейтрализующую и другие функции сакрального свойства. Сопоставление сакральных функций кода в языческом периоде с номинативно-идеографическими полями и метафорическими значениями языковых средств, имеющими связь с кодом наоборот, пока-зывает, что в русском языке его ритуальные символы — защита от природных и поту-сторонних сил, средство лечения от всевозможных болезней, средство привлечения бо-гатства, удачи, благополучия в семье — почти утрачены. Исключение составляют не-многочисленные примеры. В аксиологическом аспекте код наоборот в составе единиц современного русского языка почти всегда следует норме языческого периода, то есть негативно маркирован.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1-28-42
Количество скачиваний 35
Ключевые слова: культурный код; языческий культурный код; номинативно-идеографическое поле; семантическая оппозиция; когнитивная метафора; эволюция языческого кода

Скачать “СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ”

57-02.pdf – Загружено 35 раз – 324 КБ