ФУНКЦИИ РАЗГОВОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИАЛОГЕ (на материале произведений Р. Сенчина)

Сведения об авторах:

И. А. Ковальская
Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета, Таганрог, Россия

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена изучению особенностей разговорных элементов в художественных произведениях Романа Сенчина. Творчество Р. Сенчина, признанное критиками скан-дальным и неординарным, пользуется большой популярностью, особенно у молодежи. Читатели ценят писателя за правдивое отображение действительности, независимое мнение об описываемых событиях и характерную манеру изображения внутреннего мира героев. Отличительной чертой текстов Р. Сенчина является сходство с разговор-ной речью. Выдвинуто предположение о том, что именно с помощью активного ис-пользования разговорных конструкций решаются вопросы, поставленные автором в его произведениях. Цель данной статьи состоит в изучении элементов разговорной речи в текстах Р. Сенчина. Фактическим материалом для исследования послужили произведе-ния: роман «Ёлтышевы», повесть «Один плюс один» и рассказы «К мужу», «За встречу», «Первая девушка», «Афинские ночи», «Ложка сахара». Задачи исследования заключаются в рассмотрении реальных речевых ситуаций, созданных Р. Сенчиным для образного отражения действительности и описания переживаний главных героев. Для решения поставленных задач применялись такие исследовательские приемы, как наблюдение, описание и обобщение. Были использованы количественный, стилистиче-ский и сравнительно-сопоставительный методы. В рассматриваемых диалогах выделе-ны и изучены превентивные высказывания, аллюзии, гиперболы, анафоры и слова-повторы (редупликаты). Реализованная Р. Сенчиным живая разговорная речь носит условный характер, так как является воплощением художественного замысла. Поэтому анализ диалогов в текстах Р. Сенчина проводился исходя из намерений писателя. Установлено, что разговорная речь в анализируемых текстах отличается лексической бедностью, стереотипностью, нейтральной общелитературной лексикой, сниженной лексикой, синтаксическим своеобразием, ненормативной лексикой, наличием множества местоимений. Делается вывод о том, что стремление Р. Сенчина приблизить свою речь к устному рассказу помогает реализовать авторский замысел.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1-43-58
Количество скачиваний 30
Ключевые слова: разговорные элементы; художественный диалог; Р. Сенчин; средства речевой характеристики; речевая культура

Скачать “ФУНКЦИИ РАЗГОВОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИАЛОГЕ (на материале произведений Р. Сенчина)”

57-03.pdf – Загружено 30 раз – 361 КБ