Сведения об авторах:
Р. М. Миндиахметова — Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия
Аннотация научной статьи:
В статье затрагивается проблематика этнокультурной маркированности единиц грамматического яруса системы языка. В работе, ыполненной в русле культурологического направления в лингвистике, задействованы следующие методы: метод смысловой интерпретации, сопоставительный анализ, культурологический комментарий. Предметом исследования выступает грамматика современного английского языка. По мнению автора, ценностное мировосприятие народа находит отражение прежде всего в грамматиконе языка, являющегося своего рода концептуальной рамкой сознания, которая служит упорядочению объектов окружающей действительности. Особое внимание уделяется грамматике говорящего субъекта, отражающей содержание лексико-грамматического кода лингвокультуры, анализ которого позволяет выявить предпочтительные с позиции языковой личности грамматические структуры. Определяется ряд наиболее значимых для англоязычной коммуникации грамматических концептов: темпоральность, модальность и (не)определённость. Исследование построено на сопоставлении классического (британского) и американского вариантов английского языка. На материале письменных и устных текстов, почерпнутых из различных дискурсивных практик, предпринимается попытка установить отличия в грамматике говорящего в американской и британской лингвокультурах. В результате делается вывод о том, что в
ходе культурно-исторического развития американский английский вырабатывает свой лексико-грамматический код языка, актуализирующий информацию о ценностях, приоритетах и образе жизни американцев. Дальнейшая перспектива исследования видится
в детальном анализе функционирования в обеих культурах грамматических концептуальных структур с выделением субконцептов, определении культуроносных грамматических форм, а также описании роли национальной грамматики в ментальном коде языковой личности. Практическая ценность работы заключается в возможности включения её результатов в преподавание английского языка на факультете иностранных языков с целью улучшения овладения студентами навыков иноязычного общения.
Рубрика журнала | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-61-1-62-78 |
Количество скачиваний | 94 |
Ключевые слова: | грамматика; языковая личность; английский язык; американский английский; американцы; британцы; этнолингвокультура |
Скачать “Англоязычная коммуникация в фокусе этнограмматики”
61-04.pdf – Загружено 94 раза – 4,63 МБ