Сведения об авторе:
А. К. Польщикова — Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
Аннотация научной статьи:
Актуальность работы обусловлена повышенным интересом научного сообщества к исследованию дискурса, необходимостью детального рассмотрения составляющих его элементов. Художественный прием контраста, позволяющий писателю точнее передать идейное содержание романа, является объектом многих исследований, однако его дискурсообразующая роль изучена недостаточно. Целью данной работы является установление дискурсообразующей роли контраста в романе Дж. Апдайка «Кролик, беги». Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач: изучить и обосновать выбор цветовых номинаций в произведении, выявить типы контраста и
выполняемые им функции, а также ведущие противопоставления, раскрывающие поднятые в романе проблемы, установить функционально-семантическую и прагматическую роль цветового контраста в произведении. Выбор материала исследования обусловлен тем, что в романе «Кролик, беги» Дж. Апдайк создает образ типичного американца, тем самым представляя вниманию читателя детальное описание уклада жизни носителя американского английского в заведомо известном пространственно-временном срезе. Среди основных методов исследования — анализ словарных дефиниций, лингвистический анализ текста, компаративный метод. Анализ
контрастных цветовых номинаций в романе показал, что они играют особую роль как в формировании общего стиля повествования, так и непосредственно в воплощении сюжетной и идейной сторон авторского замысла: способствуют формированию художественного пространства и созданию неповторимой атмосферы романа, раскрывают образы героев и отношения между ними, передают эмоционально-психологическое состояние главного героя и освещают особенности мировоззрения типичного представителя американской лингвокультуры. Можно заключить, что контрастные цветовые номинации являются одним из ведущих искурсообразующих элементов, утверждая свойства художественного дискурса на каждом уровне раскрытия идейного замысла произведения. Полученные выводы могут послужить теоретической базой для дальнейших исследований художественного дискурса и цветовых номинаций в литературе. Результаты могут быть использованы на занятиях по иностранному языку, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, литературоведению, художественной культуре и аналитическому чтению.
Рубрика журнала | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-61-1-103-115 |
Количество скачиваний | 216 |
Ключевые слова: | цветовые номинации; художественный дискурс; цветовой контраст; дискурсообразующий элемент; художественный прием |