Сведения об авторе:
Д. А. Кононов — Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
Аннотация научной статьи:
Смысловые доминанты прозы Дж. Джойса нуждаются в системном изучении, при котором наиболее эффективен коммуникативно-дискурсивный подход, сочетающий лингвистический анализ текста с осмыслением авторской картины мира и ее вербальной репрезентации. Целью настоящего исследования является анализ использования автором художественного текста модели коммуникативного акта, с помощью которой репрезентируется смысловая доминанта «отец» в романе «Улисс». В рамках этой цели реализованы следующие задачи: предложено рабочее определение модели коммуникативного акта в художественном тексте; предложена классификация моделей коммуникативного акта, использованных Дж. Джойсом в романе «Улисс» для репрезентации смысловой доми-нанты «отец»; произведен количественный и качественный анализ собранного матери-ала. В исследовании были использованы описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод компонентного анализа и количественный метод. В результате анализа было выявлено, что монологические модели коммуникативного акта как средства репрезентации смысловой доминанты «отец» в романе «Улисс» значительно преобладают над диалогическими и полилогическими, а модели неэффективного коммуникативного акта значительно преобладают над моделями эффективного коммуникативного акта. Можно сделать вывод о намеренном предпочтении автором указанных выше моделей, с помощью которых смысловая доминанта «отец» и, с оговорками, соответствующий ей главный персонаж романа демонстрируют художественное отсутствие внутренней психологической цельности, гармонии, что, в свою очередь, служит для воплощения авторского замысла.
Рубрика журнала | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-62-2-56-71 |
Количество скачиваний | 172 |
Ключевые слова: | авторская картина мира; коммуникативный сбой; модель коммуникативного акта; регулятивность, смысловая доминанта |