Формирование литературной репутации Ф. Г. Клопштока в России на рубеже XVIII–XIX веков Сибирцева В. Г.

Сведения об авторе:

В. Г. Сибирцева — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

Социокультурный феномен, получивший в отечественном литературоведении название «литературная репутация», складывается из совокупности художественной ценности произведений автора и его популярности у современников, а также значимости для потомков. Русская литература рубежа XVIII–XIX веков находилась под большим культурным влиянием французской и, в меньшей степени, английской и немецкой литературы. И если имена французских литераторов широко известны, а их творчество исследуется по сей день, то многие немецкие авторы, такие как Готшед, Клопшток, Лессинг, остались для русского читателя только в энциклопедиях и хрестоматиях по литературе. Настоящая статья посвящена описанию первого этапа формирования литературной репутации немецкого поэта Фридриха Готлиба Клопштока, который известен в России более двух с половиной веков. Имя Клопштока появилось в русской печати в конце XVIII века, когда русские читатели познакомились с его стихотворной эпопеей «Мессиада». Изъятие первых переводов религиозной эпопеи Клопштока из продажи и несовершенство русского поэтического переводческого искусства не способствовали широкому чтению и обсуждению произведений немецкого поэта в России. Несмотря на высокую оценку творчества Клопштока в журналах Н. М. Карамзина и обязательное изучение произведений Клопштока в учебных заведениях, он был практически забыт к концу XIX века. Имя Клопштока стало фигурировать в художественной литературе в комическом контексте, как признак показной образованности или повод прервать затянувшийся малоинтересный разговор. Упоминание поэта в мемуарах нередко сопровождалось замечанием о невозможной скуке, которую вызывает чтение его произведений. В то же время доступность текстов Клопштока на русском языке была ограничена действительно трудной для восприятия эпопеей и несколькими одами, переводы которых были далеки от совершенства. Диссонанс в рецепции Клопштока в России состоял в затверженной со школьной скамьи мысли о значительности автора при практически полном незнании его произведений.

Рубрика журнала ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ КУЛЬТУР
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-61-1-103-115
Количество скачиваний 57
Ключевые слова: Клопшток; Карамзин; литературная репутация; «Вестник Европы»; «Мессиада»

Скачать “Формирование литературной репутации Ф. Г. Клопштока в России на рубеже XVIII–XIX веков Сибирцева В. Г.”

62-12.pdf – Загружено 57 раз – 1,85 МБ