Лексические и синтаксические средства эмотивности в первую волну пандемии: дискурс-анализ медиа

Сведения об авторе:

Е. Ю. Андреева — Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена изучению языкового образа коронавируса в современных текстах средств массовой информации, которые охватывают социальную, экономическую и политическую сферы жизни населения планеты, с лингвистической точки зрения. Цель исследования — выявить роль лексических и синтаксических средств в выражении эмоций в англоязычных статьях, видео- и радиоподкастах, содержащих информацию о последствиях коронавирусной инфекции во всем мире. Актуальность данной статьи определяется ее целью и новейшими материалами с наглядными примерами их функционирования в современных медиатекстах. Что касается методологии, в настоящем исследовании первостепенное значение имеют методы лингвистического описания и анализа текста через призму когнитивно-дискурсивного подхода к изучению языка. Данные методы и приемы применяются к текстам статей и подкастов, содержащих эмоциональный компонент, с целью отбора, анализа и систематизации фактического материала в рамках основных задач работы. В рамках настоящей статьи автор предлагает классификацию наиболее распространенных типов эмоций, выраженных в современных медиатекстах в отношении глобальной пандемии коронавируса, разразившейся в 2020 году. В данной классификации выделены наиболее часто встречающиеся типы эмоций (положительные и отрицательные), а также прослежена связь между типом эмоции и способом ее выражения. Для целей анализа в рамках настоящего исследования эмотивные лексические и синтаксические средства разделены на несколько групп. Выделяются лексические средства, охватывающие стилистически маркированные лексические единицы и литературные приемы, и синтаксические средства, включающие коммуникативные типы предложений и нарушения синтаксической структуры предложения. Наиболее часто используемые средства, структуры и приемы придания эмотивности выявлены как в устных, так и в письменных медиатекстах и представлены в виде таблицы. Основные проблемы и вопросы, поднятые в данном исследовании, могут послужить поводом для дальнейшего изучения роли лексических и синтаксических средств, способствующих передаче различных оттенков эмоций в текстах современных СМИ.

Рубрика журнала ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-63-3-9-23
Количество скачиваний 159
Ключевые слова: средства экспрессивности; синтаксис; лексикология; репрезентация эмоций; COVID 19; средства массовой информации.

Скачать “Лексические и синтаксические средства эмотивности в первую волну пандемии: дискурс-анализ медиа”

63-01.pdf – Загружено 159 раз – 4,34 МБ