Сведения об авторах:
- И. В. Беляева — Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия
- Л. В. Кулумбегова — Юго-Осетинский государственный университет им. А. А. Тибилова, Беслан, Южная Осетия
Аннотация научной статьи*:
Ономастика (все типы онимов) — одна из самых конфликтогенных зон в лексической системе языка, что обусловлено особенностями знаковой природы, то есть семантики и прагматического содержания онимов. Топонимические переименования отражают интересы людей различных убеждений, нейминг в сфере урбанонимов и маркировок передает различные эстетические и этические установки, что и обусловливает манифестацию ценностного конфликта. Ценностный конфликт есть непременный атрибут развитой социальной жизни, в которой неизбежно столкновение, противоборство несовпадающих точек зрения. В статье анализируются ценностные конфликты, эксплицированные с помощью различных типов онимов, в которых позиционируются, сопоставляются, сравниваются и даже противоборствуют различные ценностные установки. Возвращение прежних топонимов, как и их сохранение, может вызывать обострение социально-коммуникативных противоречий. Достижение гармонии в этой сфере возможно только при скрупулезном учете всех факторов — исторических, этических, лингвопрагматических, а также при опоре на мнение людей, которых это касается прежде всего — жителей соответствующих территорий. Не менее конфликтогенными оказываются многочисленные, не поддающиеся жесткому структурированию разряды в сфере искусственной ономастики, которые отражают все разнообразие объектов. Фактором конфликтности могут быть все виды онимов, однако чаще других конфликто-генными оказываются меморативные топонимы и единицы искусственной ономастики — неймы, которые по разным причинам не всегда одобряются социумом. Именно конфликты такого рода нередко переходят в сферу юриспруденции, и их урегулирование осуществляется на уровне законодательства. В большинстве случаев специалисты в области топонимики и нейминга способны не только оценивать масштаб деструктивных последствий тех или иных наименований, но и давать действенные рекомендации. Материалом статьи послужили современные медийные тексты, в которых обсуждается правомерность использования тех или иных онимов, сталкиваются различные точки зрения на приемлемость меморативных топонимов или единиц искусственной ономастики. Для исследования применялась лингвопрагматическая интерпретация, а также метод социолингвистического анализа, при котором учитывается не только смысловое содержание онима, но и широкий социальный контекст его возникновения и использования.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОНРЮО в рамках научного проекта № 21-512-07002 «Разноуровневые речевые конституенты конфликтной коммуникации».
Рубрика журнала | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-63-3-24-36 |
Количество скачиваний | 125 |
Ключевые слова: | ономастика; топонимы; урбанонимы; прагматонимы; маркировки; бренды; ценностный конфликт; номинация; нормативность; прагматическое содержание |