Стереотип как когнитивный механизм концептуализации гендера (на материале НКРЯ)

Сведения об авторе:

М. Ю. Товкес — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье рассматривается стереотип как один из когнитивных механизмов базовой категоризации гендера, на уровне которой проявляются концептуальные трансформации. Стереотип выделяет наилучший пример внутри категории, соответствующий коллективным ожиданиям лингвокультурного сообщества; ограничивает членство и производит ранжирование элементов категории; соотносит индивидуально профилируемые и коллективно признанные смыслы; позволяет различать идеальную норму и отклонения от нее. Цель исследования — моделирование стереотипа как способа структурирования тематических групп в качестве областей определения смысловой, а значит, языковой актуализации наиболее репрезентативных признаков концептов МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА в различных дискурсивных практиках. Методология исследования включает в себя когнитивное моделирование, теорию языковой концептуализации и категоризации, социолингвистическую теорию гендера, теорию прототипов, теорию стереотипов. Методы исследования сочетают в себе фундаментальные (лексико-семантический, концептуально-дефиниционный, прототипический анализ) и методы корпусной лингвистики (анализ частотности, анализ конкордансов). Материалом иcследования послужил корпус текстов, составленный по ключевым словам мужчин* / женщин*, мужск* / женск* и включающий в себя 4000 контекстов основного корпуса НКРЯ и газетного корпуса НКРЯ. В результате в качестве гендерной интерпретанты были выделены наиболее частотные области определения гендерных признаков мужчины и женщины — тематические блоки «Личностные характеристики» и «Профессиональные характеристики», при характеристике мужчин дополнительно была выделена группа «Девиантное поведение». Личностные характеристики подразделяются на качества характера, внешние качества, возраст и маркеры одежды. Тематические группы блока профессиональных характеристик соответствуют четырем основным сферам общественной жизни. Маркеры внешнего вида мужчин и женщин обсуждаются в равной степени с качествами характера и сохраняют визуальные гендерные различия. Профилируется значимость социальной (выполнение семейных ролей) и духовной (профессиональный спорт, наука, искусство и творчество) сфер деятельности для мужчин и женщин. Духовная сфера (личностная сфера реализации, увлечения, хобби) является самой частотной для мужчин и женщин (спорт, искусство и творчество, наука). При сравнении контекстов с гендерной парой мужчина — женщина обнаруживается незначительное количество контекстов с проявлением андроцентризма и новых гендерных идентичностей. Таким образом, современный механизм базовой гендерной категоризации представляет собой сочетание традиционных фундаменталистских асимметрий и глобалистских тенденций гендерной нейтрализации. Концептуальные трансформации гендерных различий не затрагивают прототипическое ядро, а обнаруживают себя в расширении непрототипических компонентов, ранжировании их структуры и переосмыслении гендерной асимметрии.

Рубрика журнала ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-63-3-116-135
Количество скачиваний 65
Ключевые слова: когнитивная лингвистика; гендер; стереотип; тематический блок; НКРЯ

Скачать “Стереотип как когнитивный механизм концептуализации гендера (на материале НКРЯ)”

63-10.pdf – Загружено 65 раз – 6,28 МБ