Культурно-историческая память лимнонимов

Сведения об авторах:

Т. А. Буркова — Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал, Россия

Аннотация научной статьи:

Цель исследования заключается в экспликации лингвокультурного потенциала лимнонимов Германии, связанных с легендами и преданиями. В статье показано, что легенды и предания, привязанные к озерному ареалу, складываются в результате невозможности объяснить природные явления, происходящие в озерах и рядом с ними, ввиду недостатка научных знаний. Непонятные природные явления объясняются вымышленными историями, в том числе фантастического характера, дополняясь традиционными мотивами. Озёра — это особенные места, по-своему «живые», хранящие память о том, что было давным-давно. Они символизируют историю культуры, человеческие взаимоотношения, которые остаются важными для нас. В основе лимнонимов лежат лингвокультурные коды. Анализ «озёрной лексики» в немецких легендах, события или действия в которых локально привязаны к лимнониму, позволяет декодировать информацию природно-ландшафтного и культурного характера. Лимнонимы рассматриваются как источник изучения образа жизни и мировоззрения жителей этносоциума Германии. Результаты исследования показывают, что лимнонимы как знаки геокультурного пространства этносоциума Германии в семантическом значении аккумулируют культурно-специфическую информацию в триаде «водный объект — лимноним — событие / действие». Анализируются сюжетные линии, связанные с лимнонимами, представленными в немецких легендах: легенды о русалках, водных чудовищах, происках дьявола, неразделённой любви, святых источниках. Отмечается, что в семантике лимнонимов имплицируются такие визуальные образы, как нимфы, драконы, монастыри, колокола. Легенды наделяют озера волшебными свойствами, такими как бездонность, таинственность, лечебная сила. Автор отмечает, что в легендах и преданиях с озерной лексикой необъясненные природные явления трансформируются в сюжетные линии и используются в туристическом бизнесе современной Германии. Многие «озёрные легенды» Германии становятся центральной идеей маркетингового плана. Реконструируя легенды и предания, представители туристического бизнеса формируют туристский брэндинг региона, показывают особенности своего исторического прошлого, сохраняют народные предания, содействуют распространению локальных легенд среди соотечественников, привлекают туристов.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: DOI 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-53-68
Количество скачиваний 36
Ключевые слова: гидронимические номинации; лимнонимы Германии; легенды с компонентом «лимноним»; культурный код; декодирование информации

Скачать “Культурно-историческая память лимнонимов”

64-04.pdf – Загружено 36 раз – 733,62 КБ