Сведения об авторах:
Ж. В. Марфина — Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия
Аннотация научной статьи:
В статье проанализированы семантика, стилистика названий родства в художественном субпространстве (на примере словоупотребления данной группы в поэзии А. С. Пушкина). Цель статьи — обобщить функционально-стилевую модификацию названий родства (общую, индивидуально-авторскую) в поэтических текстах А. С. Пушкина, а также смоделировать концептуальные цепочки, где опорными компонентами выступают анализируемые названия.
В основу методики анализа поэтических текстов положено моделирование концептуальных цепочек, в которых центральным «звеном» является название родства. Между элементами концептуальных цепочек установлены стойкие семантические отношения, которые актуализированы посредством означаемых слов (субстантивы, атрибутивы, пре-дикаты и др.), определяющих концептуальную мотивацию названий родства в поэтических текстах А. С. Пушкина. «Раскодировка» данных отношений репрезентует ценностно-аксиологическое наполнение высказывания в целом. Дополнительные знаки (↔, ←, →, =) указывают на корреляцию, отождествление, следствие и другие направления семантического взаимодействия составляющих высказывания.
В результате проведенного исследования определены особенности употребления названий родства в поэтическом субпространстве, в частности контекстуальная сочетаемость названий родства, их контекстуальные ассоциативные связи в пушкинских текстах.
Также отмечено сочетание церковнославянских и народно-разговорных, просторечных общеупотребительных форм и их грамматических вариантов, которые отличаются частотой употребления. Семантика и стилистика названий родства в произведениях А. С. Пушкина свидетельствуют об их активной текстовой функции, о художественном «союзе» общеупотребительных и индивидуально-авторских смыслов. Смоделированные концептуальные цепочки демонстрируют устойчивую связь названий родства с эмоционально-психологическим восприятием мира лирического героя через константы культуры (как народной русской, так и мировой), зафиксированные в его сознании. Отмеченные метафоричные сочетания названий родства с названиями других лексико-семантических групп говорят об их ассоциативном потенциале, реализуемом в художественном субпространстве.
Также сделаны выводы о способах актуализации контекстной семантики названий род-ства, об их функционально-стилистической нагрузке, в. т. ч. о выполняемой ими роли связующего звена между «высоким» — «средним» — «низким» в поэтическом субпространстве А. С. Пушкина.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-133-145 |
Количество скачиваний | 121 |
Ключевые слова: | названия родства; поэтическое субпространство; поэтизм; концептуальная цепочка; язык А. Пушкина; ассоциативная связь |