Цифровые системы для сопровождения деятельности обучающихся и учителя: результаты опроса и постановка проблемы проектирования

Сведения об авторах:

Г. Е. Сенькина, К. В. Осипян — Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

Аннотация научной статьи:

В современных условиях развития цифровизации образования отмечается потребность в технологиях и системах, которые могут существенно помочь учителю в автоматизации трудоемкой, рутинной работы по подбору индивидуальных заданий, упражнений и соответствующей коррекции обучения. Для отработки основных предметных умений учителю приходится подбирать индивидуальные упражнения под образовательные запросы и уровень усвоения материала для каждого учащегося. Как правило, в обычных условиях эта задача невыполнима. Авторы исследования исходят из предположения, что цифровизация образования может предоставить новые средства для индивидуализированного подбора заданий. При этом возможно оптимизировать подбор не только самих упражнений, но и тестов, проверяющих усвоение материала и сформированность умений по выделенным элементам знаний под конкретного ученика. Приведены результаты анкетирования педагогического состава смоленских образовательных учреждений (школ, ссузов, вузов) и студентов с целью оценки восприятия использования цифровых онлайн-платформ в процессе обучения и потребности в технологиях, позволяющих автоматизированно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут. Представлены преимущества онлайн-платформ в оценке педагогов и студентов-будущих учителей. Для преподавательского состава — это возможность проводить занятия, конференции, вебинары с большим количеством участников, возможность видеодемонстрации экрана, возможность загрузки и показа презентации, обмен информацией между участниками в общем чате, затем (по убыванию) понятный простой интерфейс, возможность обмена файлами, неограниченное время проведения мероприятия, защита данных, опция записи видео, высокое качество видео. Для студентов преобладает возможность видеодемонстрации экрана, понятный простой интерфейс и обмен информацией между участниками в общем чате. Показано, что 88 % педагогов положительно относятся к использованию единой цифровой образовательной среды с адаптивными модулями для индивидуального тестирования и траектории обучения. Разработка соответствующих модулей возможна с использованием графовых моделей (семантических сетей), а также импликатив-ных матриц. В рамках курсового проекта студентов старших курсов бакалавриата направления «Педагогическое образование» показана принципиальная возможность проектирования исследуемых модулей для различных предметов. Результаты проведен-ного исследования свидетельствуют о важности, необходимости и перспективности создания цифровой системы, включающей в себя инновационные модули, связанные с отработкой умений не только на уровне подбора задач на корректировку умений, но и подбора индивидуальных тестовых заданий по контролю за формированием соответствующих навыков, что дает возможность каждому студенту или ученику обучаться по индивидуальной траектории. Такую возможность может дать цифровая платформа обучения, включающая в качестве адаптивных модулей системы Advanced Tester, «Задачник», «Траектория обучения», разработанные в рамках смоленской научной школы и представленные в качестве результатов кандидатских исследований О. М. Киселевой, С. В. Козловым, Д. А. Бояриновым.

Рубрика журнала МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-318-341
Количество скачиваний 43
Ключевые слова: онлайн-платформы; цифровая образовательная среда; графовые модели; автоматизированный подбор заданий; индивидуальная траектория; тестирование; обучающие системы

Скачать “Цифровые системы для сопровождения деятельности обучающихся и учителя: результаты опроса и постановка проблемы проектирования”

64-21.pdf – Загружено 43 раза – 1,78 МБ