Названия японских нарративов в аспекте лингвокреативности

Сведения об авторах:

А. В. Козачина, А. К. Перминова — Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Аннотация научной статьи:

В статье анализируется феномен названия как неотъемлемой части нарратива, которая служит одновременно и вовлекающим фактором для реципиента, и его первым контактом с произведением. Выделяется важная роль названия в презентации нарратива, отмечаются его функции: информативная, рекламная и изобразительно-декоративная. Статья рассматривает концепцию лингвокреативности, связанную со способностью к бесконечному формированию оригинальной речи. Авторы переходят от традиционного понимания лингвокреативности к расширенному, включая нетривиальный выбор из уже известных языковых средств для построения образа объекта. Целью работы является анализ языковых средств, лежащих в основе названий японских нарративов в аспекте лингвокреативности. Теоретико-методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области лингвокреативности, нарратива и названий. Основными методами исследования выступают описательный, сравнительно-сопоставительный, семантический анализ, контекстуальный анализ, морфологический и морфемный анализ и метод сплошной выборки. В качестве материала исследования использованы манга (японские комиксы) и аниме (японская анимация). В рамках статьи представлен анализ способов конструирования названий японских нарративов и использованных языковых средств с точки зрения лингвокреативности. Были изучены структурные и семантические особенности названий-словоформ, названий-словосочетаний и названий-предложений на предмет реализации лингвокреативности. В рамках каждой категории названий были уточнены подкатегории. Так, в категории «названия-словоформы» были выявлены подкатегории неологизмов, диалектизмов, фонетических каламбуров и иероглифической игры, в «названиях-словосочетаниях» — использование фонетических каламбуров, иероглифической игры, старых
форм японского языка и идиом, а в «названиях-предложениях» — использование длинных названий. Также были выделены устойчивые формулы. В результате проведенного анализа
выявлены способы реализации лингвокреативности в процессе формирования названий нарративов. Полученные результаты могут дать новые исследовательские перспективы в области языкознания и изучения нарратива. В качестве перспективы научного исследования авторы рассматривают комплексное исследование лингволькультурных кодов, лежащих в основе названий японских нарративов.

Рубрика журнала Язык и культура
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2024-66-2-61-72
Количество скачиваний 37
Ключевые слова: лингвокреативность; нарратив; название; японский язык; аниме; манга
Скачать “Названия японских нарративов в аспекте лингвокреативности” 66-05.pdf – Загружено 37 раз – 395,19 КБ