Сведения об авторах:
О. Б. Лукманова — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
Целью настоящей статьи является изучение гендерных стереотипов в детективной прозе Д. Л. Сэйерс, а также последовательный анализ их функций и способов включения в художественное повествование. Актуальность и новизна исследования обусловлены интересом лингвистов к стереотипам как одному из когнитивных механизмов базовой концептуализации гендера и к языковой актуализации наиболее непрезентативных признаков маскулинности и фемининности в художественном дискурсе, а также общей социально-культурной значимостью вопросов, связанных с гендером, и тем, что творчество Д. Л. Сэйерс остается сравнительно малоизученным в российском литературоведении. С помощью аналитико-описательного и историко-культурного методов, а также контекстного структурно-типологического и структурно-семиотического анализа текста автор анализирует особенности использования гендерных стереотипов в детективной прозе Д. Л. Сэйерс и приходит к выводу, что в детек-тивных романах писательницы гендерные стереотипы используются как в виде прямых дескриптивных и прескриптивных высказываний персонажей относительно гендерных норм и ожиданий, так и в виде контекстуальных гендерных импликатур разного типа, выполняя при этом целый ряд функций. Прежде всего включение гендерных стереотипов в повествование позволяет Сэйерс нарисовать убедительную картину английского социума 1920–30-х гг. и характерный для него сдвиг гендерных ролей и ожиданий в сторону нового понимания маскулинности и фемининности. Кроме того, включение гендерных стереотипов во внутреннюю и внешнюю речь героев позволяет Сэйерс дать им более развернутую и сложную характеризацию и выстроить систему персонажей, не только играя с типичными для детективного жанра нарративными шаблонами, выстроенными на основе упрощенной биполярной дихотомии между мужчинами и женщинами, но и обозначая параллели и конфликты между персонажами в зависимости от их многообразного и противоречивого отношения к гендерным стереотипам. Закладывая традиционные гендерные стереотипы в сюжетную основу одного из своих романов, Сэйерс поднимает целый ряд социальных, философских и богословских проблем, отражая меняющиеся нормы британского общества и размышляя о подлинно христианском понимании гендерных различий и ролей. Решая гендерный вопрос в русле характерной для ее творчества «субверсивной ортодоксии», Сэйерс постулирует важность подлинно равных и гармоничных взаимоотношений между мужчинами и женщинами и в образах своих протагонистов воплощает свою интерпретацию библейского взгляда на маскулинность / фемининность и связанные с ними гендерные нормы и ожидания.
Рубрика журнала | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ КУЛЬТУР |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2024-67-3-116-134 |
Количество скачиваний | 124 |
Ключевые слова: | Дороти Сэйерс; детективный жанр; гендерные стереотипы; маскулинность; фемининность; субверсивная ортодоксия |