Сведения об авторах:
Е. А. Лукьянова, О. Г. Оберемко — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия
Аннотация научной статьи:
В настоящее время в мире отмечаются социальная нестабильность, конфликты между различными культурами и этническими группами, отрицание патриотических идеалов, критика российских нравственных ценностей, культурная дискриминация, агрессия в отношении определенных культурных сообществ и ограничения в передвижениях по миру. В связи с вышеизложенным одной из главных задач современного образования, в частности в области лингвистической подготовки в вузах, является обучение студентов умению правильно ориен-тироваться в информационном потоке, а также формирование у них чувства патриотизма и развитие собственной культурной идентичности. Во многом этому способствует гуманисти-ческая направленность в обучении иностранным языкам, позволяющая ценить свою Родину, своих друзей в разных странах мира, давать отпор агрессивным нападкам, не имеющим под собой справедливого основания. Гуманистическая направленность в обучении иностранным языкам предполагает ориентацию на развитие языковой личности студента, его индивидуальных способностей, интересов и потребностей, формирование у него умений самостоятельно принимать решения, критически мыслить и анализировать информацию. Особое внимание в статье уделено вопросам развития межкультурной компетенции студентов, их мотивации и стимулирования к активному использованию иностранного языка в различных ситуациях общения. Авторы анализируют возрастные особенности студентов вузов и их влияние на процесс обучения иностранным языкам. Рассматриваются принципы гуманистической направленности в обучении, такие как принцип сотрудничества, принцип ненасилия, принцип диалогового общения, принцип психологии успеха и принцип свободы. Особое внимание уделяется лингвострановедческому аспекту языка, базирующемуся на вышеперечисленных принципах, обеспечивающему межкультурную коммуникацию. Исследуется роль преподавателя иностранного языка в создании благоприятной атмосферы на занятиях и организации межкультурного диалога. Авторы предлагают практические рекомендации для реализации принципов гуманистической направленности, такие как: вежливое комментирование ответов студентов, учет их индивидуальных особенностей. Приводятся примеры конкретных установок к упражнениям. Подчеркивается, что гуманистическая направленность в обучении иностранным языкам не только способствует улучшению языковых навыков и речевых умений, но и развивает личность студента, формирует у него общечеловеческие ценности, способность найти выход из различных ситуаций общения, связанных с культурной напряженностью и «недиалогом» культур.
Рубрика журнала | МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2024-67-3-154-167 |
Количество скачиваний | 115 |
Ключевые слова: | обучение иностранному языку; диалог культур; гуманистическая педагогика; культурная идентичность. |