Сведения об авторах:
А. Г. Фомин, Н. В. Торчакова — Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
Аннотация научной статьи:
В статье рассматриваются поликодовые средства чат-бот-коммуникации. Цифровизация, перенос коммуникации в медиапространство и, наконец, развитие искусственного интеллекта меняют парадигму общения. Превалирующее большинство текстов в медиа-пространстве, будь то реклама, статья в интернете, видео, общение с друзьями, клиентами и т. д., характеризируются поликодовостью. Модель общения «человек — человек» также переносится на коммуникацию «человек — бот», сохраняя ставшие уже привычными поликодовые составляющие, а именно разнообразные семиотические коды, включая вербальные и невербальные, такие как язык, изображение, звук, цвет, шрифт, музыка. Развитие и широкое внедрение таких функций, как обработка естественного языка и машинное обучение, анализ настроения, позволили вывести чат-бот-коммуникацию на новый уровень: боты способны вести диалог, анализировать человеческую речь и распознавать тон собеседника по некоторым речевым маркерам. Доминирующий способ общения в чат-ботах — это текстовые сообщения. При этом возможности и набор функций чат-ботов непрерывно расширяются. Однако люди хотят общаться с людьми, и, следовательно, применяя такие характеристики, как мультимодальность и поликодовость, к чат-боту, мы словно очеловечиваем его. В данной работе проанализованы два чат-бота: Replika на английском и 小冰(Xiaoice) на китайском языке, выявлены особенности применения поликодовых составляющих. Анализ текстов чат-бот-коммуникации на примере чат-ботов Replika и Xiaoice показал, что, несмотря на доминирование письменных текстовых сообщений, они уже могут коммуницировать, используя поликодовые тексты. Возможности использования разнообразных семиотических кодов все еще ограниченны и часто задаются человеком. Однако возможность реализовывать поликодовые модели коммуникации в чат-ботах открывает новые, более широкие перспективы их использования в разных сферах жизни (образование, медицина, служба поддержки клиентов), делая взаимодействие между человеком и чат-ботом более привычным и легким.
Рубрика журнала | Язык и культура |
DOI: | 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-224-239 |
Количество скачиваний | 77 |
Ключевые слова: | поликодовость; чат-бот-коммуникация; средства коммуникации; искусственный интеллект; вербальные и невербальные средства |