Рецепция творчества Гюстава Флобера в романах и драмах Лукаса Линдера

Сведения об авторах:

С. Н. Аверкина, А. Ю. Курмелев, И. А. Бекин — Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия

Аннотация научной статьи:

Статья посвящена рецепции творчества Г. Флобера и диалогу с флоберовской традицией в художественной системе швейцарского писателя Лукаса Линдера. Воспитанный на мировой классике, он наряду с Ф. М. Достоевским, Фр. Кафкой, М. Фришем и Фр. Дюрренматтом считал автора «Саламбо» своим учителем в области стиля и себя — преемником его писательской программы. Целью исследования стало изучение типологических схождений на мотивном и мотивационном уровнях в произведениях писателей. В фокусе изучения оказались такие темы, как пагубность мелкобуржуазного взгляда на мир, увлечённость человека Нового времени пошлыми вопросами и склонность к примитивизации восприятия действительности — царящих в ней конфликтов и ожиданий, невозможность достичь совершенства в профессиональной жизни, служение писательскому делу наподобие религиозного послушания. В исследовании были применены методы сравнительного и культурно-исторического анализа, принципы методики пристального чтения. В качестве материала были выбраны драмы и романы Л. Линдера, с акцентом на трагикомедии «Человек в ванне», романах «Единственный в своем роде» и «Неоконченный», и пять романов Флобера, его эссе и заметки. Был сделан вывод о наметившемся в совре-менной литературе движении в сторону дегероизации культуры. Истоки этого духовного кризиса оба писателя видят в отсутствии высоких идеалов и в погружении в систему ложных ценностей, основными из которых являются комфорт и достаток. Вещи и материальные блага, банальные мысли и действия постепенно расчеловечивают людей, делают их марионетками, послушно повторяющими придуманные за них истины. Оба писателя ищут выход из этой ловушки. Флобер — классик французской литературы — погружается в стихию «письма» как акта самоотречения, способного отвлечь от заманчивых соблазнов действительности. Л. Линдер применяет принцип бессобытийности повествования. Он иронизирует, превращая события произведений в фарс, демонстрирует абсурдность действий героев, борется с автоматизацией коммуникации персонажей, показывая ее бесполезность. Делается вывод о стремлении Флобера и Линдера к преодолению отчужденности современного человека от реальности, что воплощается в подвиге писательства.

Рубрика журнала ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ КУЛЬТУР
DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2023-64-4-254-269
Количество скачиваний 17
Ключевые слова: девербативы; таксисный синкретизм; таксисные актуализаторы; таксисные манифестанты; таксисные маркеры; примарно-таксисные значения; секундарно-таксисные значения.

Скачать “Рецепция творчества Гюстава Флобера в романах и драмах Лукаса Линдера”

64-17.pdf – Загружено 17 раз – 511,93 КБ